Существенная смена правил игры создаст риски для всех участников ветроэнергетического рынка

15 Июля 2019

Рассказывает генеральный директор ООО «Альтрэн» (Ульяновский наноцентр ULNANOTECH) Андрей Редькин

В обсуждение предстоящей программы поддержки ВИЭ на 2025-2035 годы вовлечены Минэнерго, Минпромторг, Минэк и системообразующие игроки этого рынка. Все OEM (Прим. original equipment manufacturer — «оригинальный производитель оборудования») сейчас находятся в состоянии неопределенности, потому что маленькая программа или ее отсутствие будет означать сворачивание проектов по ветроэнергетике в России, закрытие заводов, сокращение рабочих мест, откат локализованных производств. Развитие программы, дополнительное увеличение объемов, с одной стороны, станет дополнительной нагрузкой на крупных промышленных потребителей, так как отразится на тарифе. С другой стороны, расширение программы позволит привлечь в нашу страну инвестиции, увеличить объемы производства энергии, открыть новые заводы, создать новые рабочие места и развернуть в России целый ряд компетенций, которых пока нет. Интерес к российскому рынку большой, крупные международные генерирующие компании готовы к нам зайти и инвестировать в строительство ветропарков. Весь вопрос — в размере рынка, в его емкости и квотах.

Есть четыре параметра, которые сегодня обсуждаются в рамках предстоящей программы.

Первый — это размер программы. По этому параметру обсуждается развилки 5 ГВт — 10 ГВт. Для участников рынка, естественно, выгоден объем в 10 ГВт, но для промышленных потребителей это, как я уже сказал, ляжет дополнительной нагрузкой. Если же программа будет сжата до 5 ГВт, то на каждого OEM в России будет приходиться примерно по 150 МВт в год, что, в свою очередь, вызовет рост цен. Это приведет к тому, что на конкурсах компании будут забирать объекты по предельным CAPEX (Прим. CAPital Expenditure — капитальные расходы), возможно, сократится и число OEM на рынке, что еще больше снизит конкуренцию. Поэтому, вероятно, должна быть найдена «золотая середина». И здесь, по моему мнению, нужно обсуждать не только ввод новых, но и вывод старых мощностей, как это делают во всем мире при обсуждении подобных программ.

Второй параметр, который раньше не обсуждался, — это форма: двухставочный тариф (тариф на электроэнергию и на мощность), как есть сейчас, или одноставочный тариф (тариф на вырабатываемую электроэнергию за 1 кВт/ч), как это работает в большей части мира. Это, в целом, хорошая система, она себя оправдала и зарекомендовала в мире. Но такое изменение правил игры в России пока не понятно, к чему может привести, так как создает риски и угрозы для действующих участников рынка.

По моему мнению, сейчас целесообразно не трогать этот параметр. Действующий механизм себя зарекомендовал, он хорошо работает еще и с конкурентной точки зрения. Цены CAPEX, которые получены в России на строительство ветропарков, аналогичны мировым. Конкурентный механизм работает, поэтому его не нужно трогать, по крайней мере, на период окупаемости уже сделанных инвестиций. В этой логике целесообразно выдержать без изменений хотя бы 10-летний период. Существенная смена правил игры создаст риски для всех участников рынка.

Третий параметр, который сейчас обсуждается, — это глубина локализации. Минпромторг поддерживает новую программу в объеме 10 ГВт, но предлагает увеличение глубины локализации до 100% для солнечной генерации и до 90% для ветрогенерации. В целом, это, наверное, хороший параметр, но здесь надо быть осторожными и внимательно отнестись к анализу инвестиционных кейсов. Какие-то компоненты, будучи локализованными на территории России, приведут к удорожанию производства турбин и повышению CAPEX. В итоге, вместо ожидаемой экономии потребители получат дополнительную нагрузку в виде того, что на конкурсах отбора мощности низкие цены компании не смогут давать. Я считаю, что порог для увеличения глубины локализации должен быть получен путем анализа экономической целесообразности. Иными словами, нужно локализовать всё, что не приведет к существенному удорожанию. Сколько процентов получится, я не знаю, но, вероятно, OEM, которые уже зашли на рынок, это точно знают, какие компоненты и сырье стоит производить на территории России, а какие выгоднее импортировать.

Еще один параметр, который обсуждается, — это экспорт, который станет дополнительной нагрузкой на локальных производителей. По мнению Минпромторга, на экспорт инвесторы в ВИЭ должны поставлять не менее 10% от ежегодного выпуска с ростом до 30% к 2035 году.

В целом, задумка правильная, но здесь есть два момента. Если продукт будет настолько конкурентоспособен, что его будет целесообразно экспортировать, его и так будут экспортировать, не нужно обязывать это делать. А если обязать экспортировать неконкурентоспособный продукт, то это ляжет дополнительной нагрузкой на российских потребителей, так как приведет к удорожанию компонентов, увеличению CAPEX и стоимости ставок на конкурсах отбора мощности. Более того, сейчас производители локализовали в России по одной модели турбин, вероятно, локализуют еще по одной, а в их линейке этих моделей турбин много — в разные страны и разные локации поставляются турбины разных конфигураций. Поэтому то, что сейчас производится у нас, может быть нецелесообразным для экспорта в другие страны.

С моей точки зрения, нужно не заставлять, а поддержать производителей конкретных компонентов. Например, в виде предоставления каких-то долгосрочных дешевых кредитов под экспортные контракты или освобождения от таможенной и налоговой нагрузки по экспортным операциям с конкурентоспособными компонентами. В мире таких инструментов поддержки очень много. Считаю, что такие меры позволят сделать конкретных российских производителей более конкурентоспособными и поможет Минпромторгу решить задачу по экспорту продукции, произведенной в нашей стране.



Все Новости